Экстремистские организации как один из видов
неформальных молодёжных объединений.
Профилактика экстремизма в молодёжной среде
В современной России большую опасность для всего населения представляют молодёжные экстремистские группы. На первый взгляд, это спонтанно собранные объединения подростков, но на самом деле в них существует вертикальная власть, безоговорочное подчинение.
Достоверная информация об особенностях этих групп способна уменьшить степень влияния подобных объединений на неустойчивую часть молодёжи, а в некоторых случаях предупредить попадание подростков в ряды асоциальных групп и их участие в экстремистских акциях. Законопослушной молодёжи знания об уличных подростковых экстремистских организациях предоставляют возможность правильного выбора поведения в период контакта с представителями этих групп и ухода от их агрессивных действий.
Существующие молодёжные группировки стали более агрессивны, организованы, политизированы. Происходит активное укрепление их межрегиональных связей, предпринимаются усилия не только к выработке единой стратегии действий, но и согласованию вопросов тактики поведения.
В последние годы отмечается достаточно широкое вовлечение молодёжи в экстремистские организации и движения. Это объясняется не только неудовлетворённостью материальной стороной жизни. Снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе привело к утрате частью молодёжи нравственных ориентиров. Традиционные для российского менталитета нравственные ценности, такие как патриотизм, интернационализм, веротерпимость, подверглись широкомасштабной деструктивной обработке извне (нередко принимавшей характер манипуляции общественным сознанием). Именно молодёжь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в СМИ ввиду отсутствия жизненного опыта, оказалась наиболее подверженной такому влиянию. Как результат следует отметить дезориентацию части молодёжи, бездуховность, отсутствие чётких представлений об истории и перспективах развития страны, а также утрата чувства сопричастности и ответственности за её судьбу.
В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует чёткое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры (лат. sub – «под» + культура).
Существующие неформальные подростково-молодёжные объединения можно условно типологизировать на: гедонистско-развлекательные («наслаждение и развлечение»); спортивно-соревновательные; профориентационные; эскапистские («уход от мира»); мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками); коммерциализованные (сформированные для достижения прибыли); субкультуры социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или её элементов); примыкающие к ним лидерско-менеджерские; криминальноориентированные.
Молодёжные неформальные объединения представляют собой стихийно формирующиеся общности, которые сами создают структуру. В них действуют не установленные извне нормы, которые не фиксируются в уставах и инструкциях, а стихийно возникают в процессе общения, в результате чего воспринимаются всеми их членами и укореняются, превращаясь в индивидуальные специфические установки и ценностные ориентации. Неформалы имеют различный уровень организованности. В одних объединениях отсутствует чёткая структура по какому-либо признаку, в других есть стабильный состав, лидер, руководящее ядро, существует распределение ролей.
Неформальные объединения возникают на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений индивидов. Интерес может быть настолько специфический, индивидуальный или извращённый, не нашедший поддержки в существующих структурах, который и не позволяет сгруппировать много людей. Это становится базой своей идеологии, элементами своеобразной культуры значительной части молодёжи, её эталоном, нормой поведения. Система норм и ценностей, которая не фиксируется в уставах и инструкциях, отличающих группу (объединение) от других формирований, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство.
Неформальные молодёжные объединения в большинстве своём немногочисленны (от 10 до 30 человек), однако при проведении музыкальных, спортивных и т. п. мероприятий их численность резко возрастает. Состав их смешанный по возрасту и полу, большую часть составляют юноши.
По степени общественной опасности/полезности молодёжные неформальные движения (субкультуры) условно разделяются на радикальные (экстремистские), агрессивные, социально опасные, неагрессивные и просоциальные. В случаях, когда движение состоит из различных разнонаправленных крыльев, определение производится исходя из приоритетного вектора движения. В то же время некоторые движения могут классифицироваться сразу по нескольким категориям, например, агрессивные формирования часто могут являться и социально опасными.
Неформальные группы неверно рассматривать как силу, непременно противостоящую формальным группам, уже потому, что неформальные отношения, а следовательно и группы, неизбежно возникают внутри каждой формальной организации, как бы «встроены» в неё. Неформальность — ещё не признак противозаконности, оппозиции официальным властям, скандальности, экстремизма. Другое дело, что на практике в деятельности государственных и общественных организаций зачастую бывает много формализма и бюрократизма, что в массе неформальных групп есть такие, которые ведут себя вызывающе, исповедуют экстремизм, встают на путь противозаконных действий.
Экстремистская деятельность молодёжных неформальных объединений осуществляется в отношении властных структур, отдельных политиков, объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин, религиозных деятелей, наций, народностей и т. д. Отсюда и виды экстремистски настроенных молодёжных неформальных объединений: совершающие противоправные действия в политических целях — политические, экономических целях — социально-ориентированные, по религиозному и духовному признаку — религиозные, по мотивам национальной вражды и ненависти — национальные, экологические, культурологические. И это не единственные разновидности групп. Провести чёткую грань между вышеуказанными видами очень сложно, так как они могут, действовать в совокупности и усиливать друг друга.
Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде. Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.
Существует большое количество классификаций неформальных подростковых объединений по различным признакам. В настоящее время наиболее актуальным вопросом работы с подростковыми формированиями является сохранение общественного спокойствия и профилактика правонарушений. На основании психолого-педагогических критериев подростковые формирования можно разделить на просоциальные, асоциальные и антисоциальные, деятельность которых имеет соответственно общественную, нейтральную и антиобщественную направленность.
К т.н. просоциальным относятся клубы социальной помощи, экологические, историко-патриотические объединения и иные формирования. С точки зрения общественного спокойствия опасность представляют движения и формирования, реализующие просоциальную деятельность в экстремистских формах.
На структуру молодёжных движений и формирований оказывает влияние социальное расслоение общества, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в уровне притязаний подростков, характере жизненных целей и способов их реализации. В этой связи следует отметить, что среди неимущих подростков много т.н. панков, а наиболее распространённым движением в среде подростков из среднего класса стали т.н. рэперы.
Для целей профилактики и коррекции асоциального поведения подростков наиболее удобной оказалась классификация, в основу которой положена агрессивность и интеллектуализированность формирований. Таким образом, на одном полюсе оказываются неагрессивные высокоинтеллектуальные, на другом – агрессивные малоинтеллектуализированные. Имеются также формирования, которые нельзя однозначно отнести к категории агрессивных либо неагрессивных движений.
Участники интеллектуализированных движений используют такие формы протеста, как философское мировоззрение, социальная активность (как просоциальная, так и асоциальная) и богемный образ жизни. Этим в значительной степени определяется статус подростка в иерархии группы. В малоинтеллектуализированных движениях статус их участников во многом зависит от физической силы и степени криминализации.
В протестных подростковых движениях «протест» обычно принимает форму маргинализма и пермиссивности (вседозволенности). Маргинализм представляет собой бескровный социальный протест, выражающийся в игнорировании личностью требований официальной морали, стремлении выйти из-под контроля общественных институтов. Концепция вседозволенности возникла на Западе в начале 1970-х годов. Она отражала особый тип поведения молодёжи – бунт против культуры и морали мира.
В экстремистских организациях нередко существует «двойной стандарт». Особенно показательна негласная (а то и гласная) допустимость различных проявлений вседозволенности «своих» по отношению к окружающим и недопустимость подобного поведения для всех остальных. Для экстремистов также характерно создание военизированных формирований, причём нередко не столько по каким-либо идеологическим основаниям, сколько из соображений престижа.
В ультраправых, ультралевых политических организациях и в агрессивных подростковых формированиях, имеющих экстремистский уклон, подобная деятельность часто выражается в форме причинения физического вреда людям.
В настоящее время неформальные молодёжные группировки можно условно разделить на несколько групп:
- Фанаты спортивных команд.
- Группировки националистического толка (в том числе скинхеды).
- Прозападные поклонники различных музыкальных направлений (панки, реперы и т. п.).
- Поклонники различных культов (сатанисты, кришнаиты, готы и т. п.).
- Леворадикальные группировки.
Фанаты спортивных команд.
Наибольшую известность и численность среди неформальных молодёжных объединений имеют фанаты спортивных команд. Установленные лидеры движения «футбольных хулиганов», как правило, имеют высокий уровень образования, обладают организаторскими способностями, волевыми качествами, устойчивыми идеологическими взглядами, нацелены на решение поставленных задач любыми методами, в том числе насильственными, отказываясь от любых компромиссных решений.
Отмечена повышенная активность «молодых» группировок футбольных фанатов. При этом противоправные акции стали носить более дерзкий характер. Зачастую осуществляются нападения на противоборствующие группы, имеющие в несколько раз меньшую численность, а иногда на одиночных противников, поджидая их около мест жительства. В драках используются пиротехнические средства, реже – заранее подготовленные бейсбольные биты, фрагменты металлической арматуры. Кроме того, наметилась тенденция использования организованных групп фанатов для проведения преступных акций политического характера.
Представители футбольных фанатов отличаются повышенной агрессивностью и склонностью к совершению противоправных деяний, имеющих большой общественный резонанс. При передвижении большими группами они наносят ущерб общественному и частному транспорту, предприятиям торговли и т. п. Преступления чаще всего совершаемые «футбольными хулиганами», это хулиганские действия, нанесение вреда здоровью, грабежи, участие в массовых беспорядках, вандализм.
Группировки националистического толка.
Условно их можно классифицировать на несколько категорий. Первая – т.н. «бритоголовые неонацисты — пионеры». Это в основном старшеклассники, учащиеся техникумов и ПТУ и некоторое количество студентов, которые ничего не смыслят в субкультуре скинхедов, зато ходят в ботинках разных иностранных фирм, закатывают джинсы (признак бритоголовых на самой ранней стадии) и заявляют, что они арийцы и нацисты. Таких большинство. Вторая категория – «бритоголовые болельщики — хулиганы». Наиболее опасная группа – третья – это «идейные скинхеды – неонацисты, боунхеды». Они более грамотные, разборчивые, в основном более старшего возраста, это мозг и ударная сила движения. В драках используют ремни с утяжелённой пряжкой, намотанные на руку, заранее подготовленную арматуру. По социальному происхождению члены организации – преимущественно из среды неквалифицированных рабочих, среди них много безработных, им свойственен низкий общеобразовательный и культурный уровень, многие из них живут в неполных и проблемных семьях. Никакого формального членства в группировках скинхедов нет. В одежде преобладает стиль т.н. «милитари» (камуфляж и военные ботинки), короткие куртки «бомбер» чёрного или защитного цвета, подтяжки, полувоенные кепи — «гансовки», черные джинсы с вольно закатанными штанинами. Скинхеды, передвигаясь по городу, группами по 15-20 человек, совершают избиения и грабежи выходцев с Северокавказского региона, из стран Азии и Африки, лиц без определённого места жительства, поклонников западных музыкальных стилей. Своей деятельностью пытаются создать атмосферу страха и нетерпимости, в этом их опасность. Преступления, свойственные «бритоголовым»: нанесения вреда здоровью, убийства, грабежи, хулиганские действия, вандализм. Крайне отрицательно относятся к употреблению наркотиков.
Панки, реперы и другие поклонники западных музыкальных направлений.
Панки появились, как движение вечно протестующих нигилистов, и протест их выражался не только в музыке, но и во внешнем виде. Главной их задачей было пойти против всех. Обычно они не вступают ни в какие политические партии. Реперы появились как способ самовыражения малообеспеченных рабочих слоёв населения. Рэп появился изначально как танцевальная музыка и был очень хорошо принят новым поколением молодых жителей сначала американских городов, а затем и всего мира.
Сатанисты.
Сатанизм подобно хасидизму вырос из иудаизма, его тайных изуверских и каббалистических сект. До XVIII века он развивался как тайная иудейская секта, а затем, отпочковавшись от иудаизма, стал одним из влиятельнейших течений масонства. Ядром ритуалов сатанинских сект, как и предшествовавших им тайных изуверских иудейских сект, были кровавые обряды. Сатанисты считают, что кровь невинных жертв служит главным залогом успешности совершаемых ими ритуалов поклонения сатане. Всплеск увлечения сатанизмом в определённых кругах неформальной молодёжной среды наблюдается в нашей стране после начала перестройки. Точная численность адептов и интересующихся неизвестна. Сатанинские культы — это наиболее дикая и криминогенная разновидность деструктивных культов даже на фоне других тоталитарных сект. «Мораль» сатанистов базируется не только на отрицании, но и на полном извращении жизненных христианских ценностей. Все основные православные обряды и молитвы имеют у сатанистов варианты, противоположные по смыслу, но схожие по форме. Основа культа сатанистов — принесение жертвы. Настоящая жертва для них — не убийство как таковое, а смертные муки живого существа. Над ним осуществляются магические действия. В жертву часто приносятся животные. Также, активно применяются наркотические и психотропные вещества. Ярко выраженные лидеры у сатанистов не установлены. Они разбиты на отдельные группы, общающиеся в основном на концертах тематической музыки в различных клубах. Агрессивностью по отношению к представителям других неформальных объединений не отличаются, свои акции совершают обычно ночью, как правило, на кладбищах, развалинах.
Группировки леворадикального толка.
Деятельность группировок леворадикального толка попадает под признаки деяний, предусмотренных статьями 282.1 («организация экстремистского сообщества») и 282.2 («организация деятельности экстремистской организации») Уголовного кодекса Российской Федерации, разработкой которых занимаются органы по борьбе с организованной преступностью.
Процесс активизации вовлечения молодёжи в экстремистские объединения приобретает особое значение в контексте проблем социальной безопасности российского общества, вызванных действиями экстремистов и ведущих к физической и духовной деградации, разрушению личности, этноса, общества, государства. Поскольку активизация экстремизма молодёжи в настоящее время представляет серьёзную опасность для российского общества, она должна быть глубоко и всесторонне изучена как явление, требующее общественного, политико-правового, административно-управленческого и социокультурного противодействия.
О превенции экстремисткой ментальности в молодёжной среде
Для результативной борьбы с таким опасным для общества явлением, как экстремизм необходимо глубокое понимание и изучение его сущности и причин возникновения.
Когда речь заходит о сущности экстремизма в молодёжной среде, то в качестве наиболее острых проблем органами государственной власти признаются этническая и религиозная нетерпимость, ксенофобия, национализм в молодёжной среде, что и должно определять принимаемые меры по профилактике и пресечению экстремизма.
Превенция – предупреждение, предотвращение. Ментальность – это интеллектуально-эмоциональные особенности индивида, мысли и эмоции которого неразделимы, где мысли диктуются культурой, а эмоции – реакция на изменения внешней среды, которая опирается на культурные ценности индивида.
Экстремизм в современных условиях, к сожалению, стал повседневной реальностью. В этой ситуации проблема профилактики и борьбы с молодёжным экстремизмом становится сложной и многоаспектной задачей, включающей в себя философский, политологический, социальный, правовой и иные аспекты. Приоритетным направлением в борьбе с молодёжным экстремизмом должно стать устранение причин и условий, способствующих противоправному поведению молодёжи, в том числе причин, которые могут способствовать формированию экстремисткой ментальности.
Ментальность формируется в процессе воспитания и обретения жизненного опыта. Таким образом, ментальность – это то, чем различаются индивиды, получившие воспитание в различных культурных средах. В традиционном значении «ментальность» синонимична «менталитету» и подразумевает тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы).
Ментальность – способ видения мира, в котором мысль не отделена от эмоций. Менталитет включает в себя систему ценностей и целей данной личности в рамках характерных для неё наборов убеждений. Менталитет формируется в результате воздействия на человека внешнего мира.
Основными факторами определяющими тип менталитета являются:
- индивидуальная эволюция;
- уровень физического и психического здоровья;
- менталитет родителей;
- воздействие со стороны отдельных личностей;
- школа и иные социальные учреждения;
- литература, прочитанная в детстве и юности;
- теле- и кинофильмы, просмотренные в детстве и юности;
- иные формы искусства (кроме литературы и кино).
Особенности менталитета человека наиболее ярко проявляются в стрессовых ситуациях, когда возникает «конфликт целей». Ментальность – совокупность привычных идей, реакций, верований, предрассудков, свойственных какой-то общине, социальной страте, классу, национальному меньшинству и так далее. Менталитет на протяжении многих веков, а порой и всего существования народа, определяет вектор общественного развития. И изменить менталитет бывает очень трудно, несмотря на, подчас, очевидную его разрушительную силу. Можно сказать, что менталитет – это привычный способ поступать так или иначе до размышлений, или вообще не прибегая к ним.
Понятие «ментальности» имеет ограничения. Прежде всего, «ментальность» всегда относится к какому-то времени. Потому что ментальность сегодня одна, а завтра другая. Ментальность бывает групповой, но не всеобщей. Ментальность – категория скорее описательная, чем объяснительная. То есть: сказать, что такие-то и такие-то исторические обстоятельства определили ментальность можно. А вот говорить, что менталитет предопределил такие-то и такие-то исторические события, можно только с большими оговорками. Лучше говорить – «ментальность сыграла роль», и надо ещё специально доказать, что она действительно эту роль сыграла.
Менталитет всегда является следствием, производным – его нельзя выдавать за причину. Причина же наличия той или иной ментальности – это набор умений-неумений, активов-пассивов, плюсов-минусов. Каковые являются частично материальными, частично «духовными», но в любом случае они реальны. В отличие от «менталитета», который всего лишь помогает человеку жить с тем, что у него есть. Или мешает – но тогда его надо менять.
Всякий человек что-то знает, что-то может, что-то умеет. И, соответственно, чего-то не знает, чего-то не может, чего-то не умеет. С этим набором способностей и неспособностей, сильных мест и изъянов, умений и неумений ему нужно жить. Умение использовать свои достоинства и чем-то компенсировать , или хотя бы прикрывать недостатки – в свою очередь, тоже является специфическим «умением».
Ментальность является системой адаптации человека (или группы людей, или класса, или народа) к его положению – то есть совокупности возможностей и ограничений, которые у него есть и в которых он находится. В ситуации, когда эта система полностью соответствует реальному положению дел – человек по максимуму эксплуатирует имеющиеся у него сильные стороны, умело маскирует слабости, не лезет куда не стоит, мудро терпит то, чего не может изменить, и так далее – «ментальность» как таковая незаметна. Поведение человека представляется абсолютно рациональным. «Ментальность» начинает проявляться, вылезать, когда жизненные обстоятельства меняются, а усвоенные когда-то адаптивные навыки остаются прежними. Человек выглядит странновато, потому что не соответствует самому себе.
Ментальности или менталитет – это совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Как любой социальный феномен, ментальности исторически изменчивы, но изменения в них происходят очень медленно.
Субъектом ментальностей является не индивид, а социум. Они проявляются в словесном языке (вербальной культуре общества) и языке жестов, в поведении, обычаях, традициях и верованиях. Понятие ментального позволяет соединить аналитическое мышление, развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами. Ментальное связывает многочисленные оппозиции – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. В современном гуманитарном знании понятие ментальностей приобрело расширительный смысл и употребляется не только для обозначения тех или иных культурных стереотипов, типичных для больших социальных групп или характеристики духовной настроенности всего общества, но и для толкования образа мыслей, верований, «навыков духа» небольшой группы людей.
При анализе мемуарной и художественной литературы, при изучении биографий выдающихся личностей, при наблюдении окружающих людей выделяется четыре основных типа менталитета: варварский, интельский, аристократический и буржуазный.
Варварский менталитет является древнейшим и характеризуется высокой выживаемостью (повышенный запас здоровья, высокий уровень гормонов в крови, повышенная сексуальная активность, высокий жизненный тонус, выносливость), умение постоянно удивляться окружающему миру (непосредственность реакций), стремление к новым впечатлениям, ощущениям, переживаниям, жизненная активность, стремление к риску, отсутствие ярко выраженной боязни смерти. Варвары могут как произвольно менять усвоенные в детстве философские и религиозные убеждения, так и оставаться им верными.
Для психики аристократа характерно стремление к максимальной личной и духовной независимости, гордость, утончённость, стремление «производить впечатление на окружающих» (стиль одежды, поведения), стремление «иметь все самое лучшее», умение противостоять страху, честность, вытекающая из презрения ко лжи, верность друзьям и убеждениям.
Интельский менталитет сформировался, когда социум уже находился на более высокой ступени развития (на стыке позднего феодализма и эпохи Возрождения). Он характеризуется полным отсутствием демонстративности, пренебрежением к комфорту, способностью и стремлением к абстрагированию, высокой работоспособностью (процесс важнее результата), высокой честностью в обращении с фактами, приоритетом социальных отношений перед личными, чувством зависимости от внешней непреодолимой силы, страхом смерти и физической боли, низкой выносливостью тела и духа.
Буржуазный менталитет является наиболее молодым, его отличает бережливость, экономичность, работоспособность (неумение отдыхать), аскетизм, неискренность, рационализм, стремление к функциональности (питаться только полезными продуктами), стремление к накопительству (деньги – цель сама по себе), приоритет традиционных ценностей, низкая выживаемость при жизненных катастрофах, приоритет экономических отношений перед личными.
«Чистые» менталитеты являются исключением. Как правило, при формировании личности смешиваются самые разные влияния и создаются «композитные менталитеты», когда взаимодействуют две основные ментальности, влияние же остальных считается несущественным.
Экстремистское настроение, движение как тип девиации представляет собой сложное социальное явление, имеющее тенденцию к саморазвитию. Его появление обусловлено наличием целого ряда социально-экономических и социокультурных факторов, тесно взаимодействующих между собой. В то же время, отсутствие одного или нескольких из этих факторов значительно препятствует распространению экстремистских настроений в обществе, среди молодёжи и резко снижает воздействие экстремистской идеологии на этнонациональный менталитет и социокультурную деятельность. Важно использовать все возможности, чтобы действенно противостоять развитию экстремисткой ментальности, вовремя пресекать опасные тенденции и постоянно проводить необходимую профилактическую, разъяснительную работу среди населения.
Комментарии