31 июля спасателям пришла информация о том, что в районе железнодорожного моста г. Архангельска шел катер, на борту которого находились 4 человека. Из лодки выпала женщина (по другой информации – нырнула в воду, чтобы искупаться), стала тонуть, за ней прыгнул мужчина, оба они утонули. При этом спасатели обратили внимание на ведущий фактор, который привёл к гибели: люди были без спасжилетов. Впрочем, и на двух других участниках речной прогулки спасжилетов не было.
С начала навигации инспекторами ГИМС в Архангельской области привлечены к административной ответственности по ст.11.10 КоАП РФ «Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов» привлечены 220 судовладельцев. Штраф за данное правонарушение от 300 до 500 рублей. Не много, но за отсутствие спасжилета вода выносит приговор гораздо более суровый, нежели инспекторы.
Вода — это дружественная в определенных условиях стихия для человека, но не его среда обитания. Попав в воду, он может замерзнуть, захлебнуться, утонуть. Печальная статистика доказывает эти факты. Все, кто отправляется на водоем на плавательных средствах, должны обеспечить свою безопасность. На любом судне, в том числе маломерном, должны находиться спасательные жилеты, равные по количеству числа пассажиров. При этом они должны быть надеты, а не лежать просто в лодке или катере.
В соответствии с п. 8 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Архангельской области судоводитель маломерного судна обязан использовать маломерное судно, длина которого менее 10 метров, только при условии, когда на всех людях, находящихся на судне, надеты спасательные жилеты, а на детях до 14 лет спасательные жилеты должны быть надеты независимо от длины судна.
А зачем спасжилет вообще нужен?
— Вопрос далеко не наивный. И он не так однозначен, как простое «держать на воде».
- Не дать утонуть тем, кто не умеет плавать или плавает плохо или устал или замерз или потерял сознание или хлебнул воды при падении.
Человек тонет достаточно быстро, а процесс спасения человека из воды даже у опытных яхтсменов занимает десятки минут в очень спокойной воде. Иногда бывает просто нереально самим вытащить пострадавшего, и тогда вся надежда лишь на спасателей. Но сколько же им понадобится времени, что бы добраться и приступить? О получасе разговора нет даже в идеальном случае! Но не это главное. До сказанного выше может дело просто не дойти, если не:
- Перевернуть и поддерживать в воде человека, ослабевшего или потерявшего сознание лицом вверх.
Конечно, никто не собирается терять сознание при падении в воду. Все, в общем-то, планируют выпасть аккуратно, а вернее не выпадать совсем. Но, от удара ли или от стресса потеря сознания все же случается. И если мгновенно человека не перевернуть лицом вверх, то дальше спасжилет ему навряд ли уже поможет.
Далеко не все спасжилеты справляются с этой задачей. Более того, даже не перед всеми спасжилетами такая задача стоит.
- Поднять голову (дыхательные органы) выпавшего за борт выше, над уровнем волн, что бы он мог дышать воздухом, а не водой.
Статистика показывает, что выпавшие за борт люди, как правило, захлебываются водой, попадающей в нос и рот раньше, чем замерзают. Считается, что даже при силе ветра 4 по Бофорту человек, находящийся в воде без спасжилета, достаточно быстро теряет силы на попытки поднять голову выше волн, для вдоха воздуха, а при силе ветра 5 по Бофорту ему это даже и не удается.
- Сохранить силы и температуру тела выпавшего за борт, обеспечив его плавучесть без необходимости совершать движения.
Человек замерзает в воде в 27 раз быстрее, чем на воздухе (представьте себе, что вы стоите неподвижно 60 минут при температуре 18°C — это как 2 минуты в такой же воде)! Причем, замерзает он достаточно быстро при любой температуре воды, меньшей 32°C (если человек в воде сжался в комочек, обхватив руками ноги ниже колен и не двигается) и меньшей 36°C, если пытается двигаться в воде. А так как процесс спасения, как отмечено выше, не быстрый, то время замерзнуть у него определенно найдется. Вместе с замерзанием приходит усталость, сонливость и потеря сознания. Жертвы переохлаждения впадают в ступор, если температура их тела снижается до отметки 32,2°C, большинство теряют сознание при 29,5°C. Соответственно, ни о какой активной поддержке себя на плаву, после даже небольшой потери тепла уже не может быть и речи. Да и, как отмечено выше, любые активные движения в воде приводят к ускорению замерзания. Таким образом, становится понятно, что умение плавать на шанс выживания выпавшего за борт человека влияет мало, а усталость и замерзание — грозит любому, вне зависимости от его физической и спортивной формы.
- Сделать так, чтобы выпавший за борт был хорошо виден в светлое и темное время.
Помните, что выпавший за борт становится «невидимкой» очень быстро, ведь видно лишь верхнюю часть головы человека, и она по цвету сливается с водой! То есть главное это — найти, а уж спасти — это второе дело! В нашем случае — не потерять тонущего! Спасжилет большой и яркий, и хорошо виден днем. Он обклеен светоотражающими наклейками и имеет встроенную лампочку, что обеспечивает хоть какой-то шанс быть увиденным ночью.
- Обеспечить возможность зацепить выпавшего за борт при его подъеме на борт.
К сожалению, на теле человека нет ни естественных крючков, ни колец, за которые человека за бортом можно было бы зацепить с лодки. Зато такую возможность предоставляет современный спасжилет — ведь он имеет встроенные кольца и крепко сидит на теле человека, при этом не сковывая движений.
Таким образом, можно сформулировать требования к идеальному спасжилету:
Не давать человеку утонуть — поддерживать его тело в воде;
В воде переворачивать человека лицом вверх;
Максимально поднять голову человека над водой;
Не сковывать движений;
Обеспечивать улучшение видимости человека в воде днем и ночью;
Обеспечивать возможность зацепить человека за спасжилет, который, в свою очередь надежно закреплен на человеке.
Необходимо для себя уяснить каждому судоводителю и пассажиру маломерного судна, что спасательный жилет это зачастую единственный шанс выжить при аварийной ситуации на воде.
Комментарии