Создать свой бизнес стало проще!

Свой бизнес: новое в процедуре государственной регистрации и ведения бизнеса

Вопросы, связанные с поддержкой и развитием предпринимательства, являются одними из самых обсуждаемых в обществе и СМИ. В частности, актуальным остается вопрос снижения административных барьеров и бюрократической нагрузки на бизнес. Государственная регистрация – то, с чего формально начинается предпринимательская деятельность. О нововведениях 2016 года и тенденциях в процедуре государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей расскажет начальник Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Н.А. Тарасова.

— Надежда Анатольевна, можно ли сегодня говорить о том, что зарегистрировать свой бизнес становится проще, что есть тенденция к упрощению процедуры государственной регистрации?

— Налоговые органы, по сути, – первая из государственных структур, с которой сталкивается человек, решивший открыть собственное дело. И наша задача сегодня сделать процедуру государственной регистрации максимально простой и понятной для налогоплательщиков.

Правительством Российской Федерации утверждена «Дорожная карта», которая так и называется – «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Это план действий, рассчитанный на период с 2013 по 2018 год.

Уменьшение количества этапов, необходимых для регистрации, и, соответственно, сокращение времени на прохождение данной процедуры, а также снижение финансовых затрат на регистрацию юридического лица, введение возможности предварительной проверки документов, представляемых на государственную регистрацию, расширение возможностей онлайн-регистрации – это основные цели, большая часть из которых нами уже достигнута.

— Давайте уже о достигнутом — за сколько дней сегодня можно зарегистрировать свой бизнес в России, и в какую сумму это обойдется?

— Срок регистрации сократился с пяти до трех рабочих дней при условии представления необходимых документов. Размер госпошлины остался прежним – 4000 рублей при создании юридического лица и 800 – при получении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.

— Как можно качественно проверить достоверность представленных сведений, если для регистрации вам отведено всего три дня?

— На этот вопрос отвечают поправки сразу в несколько законов, вступившие в силу с 1 января, касающиеся в первую очередь государственной регистрации юридических лиц. Они определяют механизм проведения проверки достоверности сведений и каковы ее последствия. Введена новая норма, позволяющая дополнять ЕГРЮЛ записями о недостоверности содержащихся сведений о юридическом лице.

— Это не станет еще одной бюрократической процедурой, мешающей бизнесу?

— Нет, не станет. Реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — самые востребованные федеральные информационные ресурсы, из которых каждый гражданин при необходимости может узнать, с кем имеет дело. Добросовестным бизнесменам сегодня как раз мешает ложная информация в публичном реестре. Легальный бизнес хочет быть уверен в истинном существовании своих контрагентов, в том, что они не исчезнут, как только нужно будет исполнять обязательства, получать реальную информацию о фактическом состоянии юридического лица.

— В каких случаях вы теперь обязаны проводить проверку сведений перед регистрацией?

— Проверка сведений проводится в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ. Если налоговый орган установит, что данные неверны, в регистрации откажут.

— О каких еще изменениях в регистрационных правилах Вы считаете важным кратко упомянуть?

— С 1 января 2016 года расширены полномочия нотариусов в процессе регистрационных действий, которые они теперь могут оказывать в полном объеме. Нотариусы, которые удостоверили подлинность подписи на заявлении о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, могут самостоятельно подавать регистрационные документы в налоговый орган, а затем после государственной регистрации выдавать результат их рассмотрения в форме электронных документов или в форме документов на бумажных носителях. В налоговую инспекцию при таком способе подачи документов обращаться не придется.

Кроме того, нотариального удостоверения потребуют практически все сделки с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью.

 

Надежда Анатольевна, можно ли зарегистрировать свой бизнес, не посещая регистрирующий орган?

 

Следует отметить, что на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru начал работу сервис «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который ранее функционировал в тестовом режиме. Сервис не только приобрел официальный статус, но и получил новые функциональные возможности.

Электронная услуга позволяет направить в налоговый орган пакет документов при осуществлении государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С помощью сервиса можно представить: заявление о государственной регистрации юридического лица при создании, заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, заявление о государственной регистрации внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе и прекращения его деятельности.

Для удобства пользователей реализована возможность предварительной проверки формируемых заявлений на соответствие требованиям действующего законодательства с предоставлением заявителю результатов такой проверки.

Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо иметь квалифицированный сертификат ключа электронной подписи и соответствующий ему ключ электронной подписи, выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в Минкомсвязи России. Непосредственно в сервисе размещено бесплатное программное обеспечение для формирования необходимых документов.

 

Можно ли зарегистрировать свой бизнес через МФЦ?

Сделать удобной процедуру подачи заявления на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесения изменений в учредительные документы и совершения других регистрационных действий помогут многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Представить документы указанным способом может сам заявитель либо его представитель, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, с обязательным приложением к пакету документов доверенности или ее копии.

МФЦ осуществят доставку документов в Единый регистрационный центр без взимания с заявителей дополнительной платы сверх предусмотренной законом государственной пошлины. Кроме того, также через МФЦ можно получить и результаты предоставления государственных услуг. При этом необходимо иметь в виду, что при подаче заявлений через МФЦ государственная пошлина перечисляется по иным реквизитам, чем при обращении заявителей в Единый регистрационный центр самостоятельно. Реквизиты государственной пошлины необходимо уточнить непосредственно в МФЦ или на официальном сайте ФНС России с помощью электронного сервиса «Уплата госпошлины», который позволит сформировать квитанцию и оплатить ее в режиме он-лайн.

Напомним, что с 1 апреля 2015 года все регистрационные действия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории Архангельской области осуществляет Единый регистрационный центр, созданный на базе Инспекции ФНС России по г.Архангельску (ул. Адм.Кузнецова, д.15 а). Вместе с тем, запросы на получение сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и иным вопросам взаимодействия Федеральной налоговой службы России и налогоплательщиков, не связанным с государственной регистрацией, по-прежнему необходимо подавать напрямую в территориальные (городские, районные, межрайонные) налоговые органы или через МФЦ.

 

 

В последнее время нередко звучит понятие: «Налоговые каникулы», что оно означает и для кого применимы?

 

С 3 апреля 2015 года законодательным собранием области принят закон № 262-15-ОЗ  «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей».

Так называемые «Налоговые каникулы», предназначены для тех индивидуальных предпринимателей, которые впервые зарегистрировались и осуществляют предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах.

«Налоговые каникулы» сроком на два года предоставляются тем, кто состоит на упрощённой системе налогообложения или работает по патентной системе.

Областным законом установлен перечень видов деятельности, осуществление которых даёт предпринимателям право применять нулевую налоговую ставку, наиболее распространенные из них:

— Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;

— Образование;

— Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг;

— Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений;

— Деятельность в области фотографии;

— Ремонт предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;

— Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты;

— Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Для тех, кто захочет воспользоваться льготной ставкой, будут установлены и ограничения: по численности персонала — не более пяти человек, по размеру дохода предприятия —  он не должен превышать 6 миллионов рублей. Закон призван вывести из тени мелких предпринимателей, которые пока работают нелегально, не регистрируясь в налоговых органах.

Настоящий закон официально опубликован, вступил в силу с 7 апреля 2015 года, и будет действовать до 31 декабря 2020 года включительно.

 

Правда ли, что в целях повышения привлекательности применения патентной системы налогообложения на территории Архангельской области с 01.01.2016 введена дифференциация стоимости патента в зависимости от зоны его действия?

Согласно ст. 3.1 Закона Архангельской области от 19.11.2012 № 574-35-ОЗ (в редакции от 25.11.2015 № 368-21-ОЗ) муниципальные образования Архангельской области, на территории которых можно осуществлять деятельность на основании патента, разделены на I группу (Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и другие районные центры) и II группу (прочие муниципальные образования, не включенные в I группу).

В соответствии со ст. 4 вышеуказанного закона для расчета стоимости патентов, действующих на территории муниципальных образований, отнесенных ко II группе, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода снижен в 2 раза.

Например, стоимость патента по виду деятельности «Парикмахерские и косметические услуги» на территории муниципального образования, отнесенного ко II группе, вместо 12 тыс. рублей составит 6 тыс. рублей в год.

Внесены изменения в патентную систему налогообложения – расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная системы налогообложения. К примеру, добавлены такие виды деятельности как:

— производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий,

— производство кожи и изделий их кожи

— ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

Также разрешается применение патентной системы налогообложения по видам деятельности, относящимся к бытовым услугам:

— изготовлении мебели,

— услуги бань, душевых и саун,

— услуги соляриев.

Главным условием применения патентной системы налогообложения является соблюдение сроков уплаты:

1) если патент получен на срок до 6 месяцев, — в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;

2) если патент получен на срок от 6 месяцев до календарного года:

в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента;

в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.

Ограничением в применении патентной системы налогообложения также составляет численность, не более 15 человек (по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем) и сумма годового дохода не более 60 млн. рублей (с учетом коэффициента-дефлятора, который на 2016 год составляет 1,329).

 

— На Ваш взгляд какие наиболее  эффективные способы, методы информирования и повышения налоговой грамоты граждан?

 

Одним из приоритетов  работы налоговой службы остается выстраивание системного подхода в работе с налогоплательщиками, ориентированного на клиента. Основная задача налоговиков – обеспечить исполнение налогоплательщиками своего гражданского долга по уплате налогов. Эффективным способом взаимодействия с гражданами является разъяснительная работа. Основные усилия по совершенствованию работы с налогоплательщиками направлены на развитие бесконтактных способов взаимодействия. На сегодняшний день налоговая служба – это сервисная служба.

Количество сервисов Федеральной налоговой службы, разработанных в помощь представителям бизнес — сообщества или тем, кто решил открыть свое дело, постоянно увеличивается. Это и «Создай свой бизнес», и «Уплата государственной пошлины», и «Риски бизнеса. Проверь себя и контрагента», и личные кабинеты для всех категорий налогоплательщиков, и другие.

Большой популярностью у граждан пользуется сервис «Создай свой бизнес», с помощью которого можно получить ответы на наиболее распространенные вопросы, возникающие при открытии своего дела. Обратившись к сервису, налогоплательщик может сориентироваться в том, какой режим налогообложения ему выбрать, узнать о правилах применения контрольно-кассовой техники и получить другую необходимую информацию.

Сформировать платежный документ на уплату госпошлины при регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, за предоставление сведений из государственных реестров и оплатить госпошлину в режиме онлайн можно с помощью сервиса «Заплати налоги».

Еще одной электронной услугой, к которой часто обращаются налогоплательщики, является сервис «Риски бизнеса. Проверь себя и контрагента». В открытом доступе на сайте ФНС России (www.nalog.ru) размещены сведения о государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

Получить более подробную информацию об этих и других электронных услугах Федеральной налоговой службы вы можете на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Электронные сервисы».

 

Надежда Анатольевна, расскажите немного о «Личном кабинете» для представителей бизнеса.

 

Сервисы, размещенные на сайте Федеральной налоговой службы, помогают по многим вопросам регистрации и ведения бизнеса для предпринимателей и юридических лиц.

Например, с помощью электронного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц», организации могут получить актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, заказать выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРН в отношении самого себя, направить запрос и получить справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, акт совместной сверки, и многое другое. Те же возможности предоставляет «Личный кабинет налогоплательщика для индивидуальных предпринимателей», он полезен субъектам малого и среднего бизнеса, особенно тем, кто применяет специальные налоговые режимы. Сервис доступен на официальном сайте налоговой службы. Для доступа к нему необходимо либо получить пароль в налоговой инспекции, либо воспользоваться электронной подписью.

 

Удачного бизнеса!

Не забывайте своевременно представлять налоговые декларации и уплачивать налоги и сборы!!!

 

Продолжайте читать

НазадДалее

Комментарии

Добавить комментарий